Москву спасут от шумовой атаки самолетов

Столичные власти начинают охоту за самолетами, нарушающими воздушную границу Москвы.

Московская служба Роспотребнадзора в течение месяца подежурила с шумомером практически в самом центре Зеленограда, в микрорайоне 5А. Когда звон в ушах стих, санитарные врачи подвели итоги эксперимента и… схватились за головы. Случаи превышения шумовых нормативов от сбившихся с курса самолетов исчислялись сотнями! А сколько бы они намеряли, встань где-нибудь на зеленоградской окраине у Фирсановки, что практически рядом с Шереметьевым?!

Вообще-то в московском небе находиться гражданским авиасудам запрещают сразу два серьезных документа — Инструкция по производству полетов Московской воздушной зоны и Директива Генштаба. Но вот шуметь эти документы запретить не могут…

«ВМ» неоднократно писала о том, что подавляющее большинство горожан живет в условиях постоянного шумового дискомфорта. Насколько велик вклад авиашумов в этот дискомфорт? Совместное исследование, проведенное в начале 2000-х годов двумя НИИ — Гражданской авиации и Генплана г. Москвы — показало, что именно самолетам за превышение предельно допустимых уровней шума «спасибо» могут сказать обитатели 11 периферийных московских районов (см. карту), в совокупности охватывающих примерно десятую долю столичной территории!

Скорее всего, с начала десятилетия ситуация не улучшилась. Загрузка Московского авиаузла все напряженнее. А жесткая территориальная специализация пяти крупных аэропортов Московского авиаузла, когда Домодедово отвечало за восточное направление, Внуково — за юг, оба Шереметьева — за север и запад, а Быково — за региональные сообщения, осталась в далеком советском прошлом. Сейчас аэродромные комплексы кровно заинтересованы в обслуживании все большего числа взлетов-посадок, и теоретически из каждых «воздушных ворот» можно выйти на любую авиамагистраль.

Кроме того, авиашум — очень странный предмет. То он есть, а то — раз, и нет. Не будешь же гоняться с сачком за каждым самолетом! А как показывает наш опыт, представители авиакомпаний и аэропортовых служб всегда все отрицают. Зато уж если случай несанкционированного «залета» доказан…

Читайте также  Д.Медведев предлагает создать парк санитарной авиации

— Во время зеленоградского эксперимента Роспотребнадзор методично рассылал в «Шереметьево» официальные письма по каждому зарегистрированному факту нарушения, — рассказывает заместитель директора государственного природоохранного учреждения Москвы «Мосэкомониторинг» Евгений Никитич. — И что же вы думаете? Очень быстро количество частота подобных инцидентов снизилась… на порядок!

Но понятно, что постоянно возле каждого аэропорта, да еще круглые сутки, санитарные врачи дежурить не будут. Что же делать? В «Мосэкомониторинге» решили сконструировать автоматическую станцию регистрации высотного шума. Поручили это Институту оптики атмосферы Сибирского отделения Российской академии наук: в свое время именно ее инженеры создали систему дистанционного определения параметров полета артиллерийского снаряда по шуму от выстрела.

Сейчас работа, финансировавшаяся из средств московского Экофонда в рамках принятой в прошлом году столичным правительством Концепции снижения шумовой загрязненности Москвы, близка к завершению. На типовой проект станции контроля шумового воздействия авиатранспорта (так полностью официально называется установка) получено положительное заключение Мосгосэкспертизы. Но еще интереснее, что специалисты Мосэкомониторинга уже протестировали работающий полноразмерный макет станции возле того же Шереметьева — в деревне Черная Грязь.

— Конструктивно изделие выглядит просто: это правильная пирамида, в четырех вершинах которой располагаются акустические микрофоны, — продолжает Никитич. — Кроме силы звука, станция регистрирует также точное положение источника в пространстве, а также направление и скорость его движения. Кроме того, записывает она и метеопараметры. При помощи модема станция связана с регистрирующим компьютером, который стоит у нас на предприятии. Это дает возможность относительно просто формировать официальные отчеты о самолетах-нарушителях в конкретной точке пространства с точностью до минуты за любой интересующий промежуток времени: за сутки, за неделю, за месяц и даже за год.

Читайте также  Вывозной рейс из китайского Сицзяо в Иркутск запланировали на 15 мая

Сейчас оснащение первой станции завершается, и после сертификации в Госстандарте Мосэкомониторинг планирует разместить ее на крыше одного из зеленоградских жилых домов. Второй и третий экземпляры «пропишутся» в Южном Бутове и Солнцеве. Как рассчитали специалисты, именно эти два московских района чаще всего подвергаются шумовой атаке внуковских бортов. При подходе к аэродрому пилоты часто спрямляют предписанный крюк и летят напрямик от Бутовского леса на Климовск, проходя прямо над Бунинской аллеей. А после взлета — наоборот, не дотягивают положенную петлю до Баковского лесопарка, а разворачиваются над кварталами Ново-Переделкина.

— Когда станции заработают, мы планируем постоянно снабжать официальными отчетами обо всех «бреющих полетах» над столицей Роспотребнадзор и Росаэронавигацию, — говорит г-н Никитич. — И тогда им уже не удастся отмахнуться от возбуждения дел об административных правонарушениях! А раз так — порядок в московском небе (хотя бы акустический) рано или поздно удастся навести.

Да, а как же быть, если шумят не самолеты, а случайно залетевший из Швеции Карлсон или, к примеру, ворона с консервной банкой? Конструкторы предусмотрели и эту возможность. По частотному спектру звучания станция выделяет тип летательного аппарата: вертолет, винтовой или реактивный самолет. Кстати, все зарегистрированные за время натурных испытаний источники относились именно к последнему типу. Так что малютка привидение из Вазастана может не опасаться преследований со стороны столичных экологов — пусть прилетает на здоровье! Конечно, если сумеет преодолеть российские системы ПВО…