В Москве завершила работу 2-я международная конференция «Проектирование, реконструкция и эксплуатация аэропортов — 2013»

В Москве завершила работу 2-я международная конференция «Проектирование, реконструкция и эксплуатация аэропортов — 2013».

Конференция в очередной раз подтвердила статус основной крупнейшей площадки в России и странах СНГ, на которой обсуждаются вопросы совершенствования нормативного регулирования проектирования аэропортов, аэродромов и происходит обмен опытом с ведущими международными экспертами.

В мероприятии приняли участие представители федеральных органов власти, крупных столичных и региональных аэропортов, ведущих проектных организаций и архитектурных бюро, профессиональных отраслевых НКО, поставщиков решений для проектной отрасли и аэропортов.

Участники конференции обсудили все основные вопросы, с которыми сталкиваются проектные организации и аэропорты при проектировании и строительстве различных объектов аэропортов.

Актуальные вопросы вовлечения в хозяйственный оборот федерального имущества аэродромов осветил в своем докладе директор по вопросам имущества и земельным отношениям ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Павел Воробьев. Докладчиком были предложены механизмы ускорения принятия решения федеральными органами по закреплению в хозяйственное ведение федерального имущества аэродромов, а также даны рекомендации по учету в подготавливаемых в настоящее время городами Правилах землепользования планов по расширению аэропортов.

О ходе и перспективах обустройства воздушных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в международных аэропортах сделал доклад заместитель начальника Управления капитального строительства и эксплуатации Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) Алексей Володин. Было отмечено включение в непрограммную часть соответствующей федеральной целевой программы проектов строительства и реконструкции пунктов пропуска в аэропортах городов-организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года, в частности, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде.

Рассматривая возможности уменьшения сроков и повышения качества проектирования пунктов пропуска, докладчик указал на устаревшие ВНТП, отсутствие рекомендаций по оптимальной компоновке пунктов пропуска. В этой связи представителем Росграницы было предложено создание рабочей группы по разработке типовых требований к пункту пропуска, что должно обеспечить снижение стоимости проектов и уменьшение сроков проектирования. Кроме того, докладчик отметил необходимость корректировки федеральных целевых программ для синхронизации строительства и реконструкции пунктов пропуска и терминалов аэровокзалов.

Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень представил вниманию участников конференции современные международные подходы к проектированию, сделав акцент на двух направлениях, определяющих будущий коммерческий успех любого проекта современного аэропорта, исключающий инфраструктурные ограничения при развитии бизнеса. Первое — определение потребных пропускных способностей аэровокзалов, объектов аэродрома и иной аэропортовой инфраструктуры, основываясь на расчетах параметров спроса по итогам моделирования маршрутной сети из аэропорта в плановой перспективе. Второе — разработка технологических схем обслуживания, зонирование аэровокзалов и определение потребностей в площадях с учетом максимизации доходов от неавиационной деятельности.

Читайте также  МЧС России направило спецборт для санитарной эвакуации ребенка из Королевства Таиланд

Оба направления редко встречаются на требуемом профессиональном уровне в разрабатываемых проектах. Антон Корень призвал отечественные проектные организации учитывать их работе, привел примеры проектов из практики ЦСР ГА, где данный профессиональный подход в разных аэропортах позволил значительно увеличить объемы доходов от авиационной и неавиационной деятельности за счет планирования инфраструктуры под требуемый спрос.
Были представлены кейсы по определению расчетных типов ВС для планирования инфраструктуры аэродрома на основе стратегии развития маршрутной сети из аэропорта, а также по проектированию пассажирских терминалов и других объектов аэропортов с учетом технологических особенностей организации различных неавиационных услуг в аэропортах.

Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы проектирования и строительства аэродромов в условиях изменяющегося климата обозначил в своем докладе заместитель генерального директора по инновационной деятельности и научно-исследовательской работе Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института воздушного транспорта «Ленаэропроект» Виктор Вторушин. Докладчиком предложена схема научного сопровождения и мониторинга проектов строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры воздушного транспорта. По мнению эксперта также необходимо учитывать риски изменения климата при разработке проектов аэропортов.

Большой интерес участников конференции вызвал представленный генеральным управляющим компании Incide Engineering SRL Gianluca Vallerini европейский опыт проектирования объектов инфраструктуры аэропорта. Участникам конференции был представлен проект строительства уникальных объектов компании в международном аэропорту Doha. Был рассмотрен кейс проектирования и строительства крупнейшего в мире грузового терминала с пропускной способностью 1 млн. тонн в год.

Свое видение решений по комплексной автоматизации аэропортовых комплексов на примерах конкретных аэропортов представили компании ЭкоПрог и Honeywell. Участникам конференции наглядно и убедительно были продемонстрированы преимущества применения современных инновационных технологий и комплексного подхода при проектировании и строительстве объектов аэропортов, а также существенной экономии при их дальнейшей эксплуатации.

Руководитель Архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры» рассказал о современных подходах к дизайну аэровокзалов, эксперт рассказал о разработанных проектах в ведущих аэропортах России, об учете региональных особенностей при дизайне аэропортов. Большой интерес у участников конференции вызвал проект Дмитрия Пшеничникова комплекса сооружений, аэропорта и аэровокзального комплекса Космодрома «Восточный».

Читайте также  Борт МЧС доставит из Дагестана в Москву женщину с ожогами

О современных подходах к архитектурным решениям при проектировании аэровокзальных комплексов, применяемых современных технологиях при проектировании рассказали представители других известных российских организаций Signy Group, Softline и других.

Об особенностях установления санитарно-защитных зон, зон авиационного шума, учете требований санитарного законодательства при проектировании приаэродромной территории рассказал представитель Центра экологической безопасности гражданской авиации. Были представлены инновационные подходы по нивелированию шума в зоне приаэродромных территорий при проектировании жилых зданий, применение которых может решить вопрос строительства населенных пунктов без ущерба для шумовой обстановки.

Значительный объем внимания был уделен организаторами и участниками конференции инновационным решениям в сфере различных инженерных систем аэропортов, современным материалам, используемым в строительстве, средствам связи, энергообеспечения, системам транспортировки, оборудования для наземного обслуживания. По данной тематике выступили представители компаний ИСТА-техника, Стандартпарк, Миаком, Импэкс Электро, Социнтех-Телеком, Президент-Нева, Парт-Экс, представив при этом как изделия собственного производства, так и продукцию мировых брендов.

Большой интерес вызвали решения компании ИСТА-техника и ее зарубежных партнеров по комплексной автоматизации цехов бортового питания и грузовых терминалов аэропортов, внедренные в ведущих международных аэропортах.

Проекты строительства новых аэропортов, реализуемые в настоящее время с нуля и планируемые в будущем, также не остались вне внимания конференции. Участникам было представлено два проекта — Международный аэропорт «Сабетта» и аэропорт малой авиации в составе многофункционального комплекса в Московской области.

На конференции также были рассмотрены вопросы страхования ответственности проектировщика (страховая компания «РЕСО-Гарантия») и порядок оценки эффективности инвестиций и целесообразности реализации проекта (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»).

Главный архитектор института «Аэропроект» Светлана Безбородова провела для участников конференции мастер-класс «Инновации и новые международные тренды, учитываемые при проектировании аэропортов». Экспертом были детально разобраны вопросы влияния инноваций на архитектуру терминалов, требования, предъявляемые к терминалам при вводе в эксплуатацию современных воздушных судов, представлены примеры зарубежных новаций и примененные при проектировании инновационные решения на примере нового аэровокзала в аэропорту Белгород. Не остались без внимания и проблемные вопросы, в частности, связанные с несовершенством существующей нормативной базы.

Читайте также  Международный аэропорт Внуково готов проводить дистанционную термометрию не только прибывающих пассажиров, но и вылетающих из столицы

В рамках конференции также прошел практический семинар «Учет современных требований к инфраструктуре аэропортов во время подготовки к проведению крупных спортивных мероприятий». Актуальность темы обусловлена запланированными к проведению в России масштабных спортивных мероприятий — Зимних олимпийских игр в 2014 году, Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году. Экспертами ЦСР ГА, принимающими участие в разработке Концепции транспортного обслуживания Чемпионата мира по футболу в интересах Министерства транспорта Российской Федерации вниманию делегатов конференции были представлены доклады о развитии аэропортовой инфраструктуры при подготовке к данному мероприятию, об учете стандартов качества в соответствии с требованиями и рекомендациями FIFA при проектировании строительства и реконструкции аэропортов. Международный эксперт Gianluca Vallerini провел презентацию о зарубежном опыте возведения и эксплуатации временных терминалов в аэропортах.

От участников поступило большое количество предложений в проект решения конференции. Все предложения будут обобщены, включены в рекомендации и направлены в федеральные органы исполнительной и законодательной власти.

В рамках конференции работала выставка оборудования, материалов и современных решений, применяемых в проектировании, строительстве и эксплуатации аэропортов, на которой делегаты конференции имели возможность познакомиться с инновационными продуктами и лучшими практиками.

Организатор конференции: Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).

Генеральными партнерами конференции выступили: ИСТА-техника и ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС. Партнеры конференции: Incide Engineering, Импэкс Электро, Тримо Рус, Инжпром.

Информационные партнеры: официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации газета «Транспорт России», журнал «Транспорт Российской Федерации», отраслевое агентство «АвиаПорт», авиационно-космический интернет-портал «Aviaru.net», интернет-портал «Aviation Explorer», международный журнал «Airports International», издания «Авиапанорама», «Авиаглобус», журнал «Аэропорты. Прогрессивные технологии», авиационный портал «КR-media.ru» и другие средства массовой информации.

Следующая конференция Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), посвященная проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации аэропортов пройдет в Москве осенью 2014 года.