Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта (МосгортрансНИИпроект), подведомственный столичному департаменту транспорта, разработал перспективную схему размещения вертолетных площадок в Москве. Определены два коридора по руслу Москвы-реки для коммерческих вертолетных перевозок, а также 84 места, где можно построить вертолетные площадки. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе департамента транспорта, проект сейчас согласовывается с федеральными властями.
Как рассказали в пресс-службе департамента транспорта, работа была проведена «с целью повысить эффективность реализации программы развития транспортной системы». В пресс-службе напомнили, что «в настоящее время установлена запретная зона для полетов над Москвой» — она проходит по внутренней стороне МКАД. В рамках работы над схемой «были подготовлены предложения по возможной организации воздушных коридоров».
Коридоров, как говорится в документе (с ним ознакомились «Известия»), предполагается сделать два. Оба проходят по руслу Москвы-реки — с северо-запада и юго-востока города до Третьего транспортного кольца. Как пояснил директор по связям с общественностью компании «Русские вертолетные системы» (именно она профинансировала разработку схемы) Азад Каррыев, полеты над водой в условиях городской среды наиболее безопасны — как для самих вертолетов, так и для объектов, которые находятся внизу. По информации пресс-службы департамента транспорта, сейчас документ согласовывается «с компетентными организациями Российской Федерации».
«Предлагаемые земельные участки для размещения вертолетных площадок соответствуют нормам по безопасности полетов, учитывают расположение жилых массивов и других объектов, вносящих ограничения в осуществление полетов, — сообщили в пресс-службе департамента транспорта. — Необходимо отметить, что все площадки, возводимые дополнительно к ведомственным, помимо решения транспортных задач, позволят решить специальные социальные задачи: повысят оперативность реагирования спецслужб, будут способствовать развитию санитарно-авиационной эвакуации в городе. Использование авиатехники в санитарных и медицинских целях позволит оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации в городе, сократить время прибытия спасательных команд на место происшествия».
В пресс-службе департамента транспорта добавили, что в соответствии с требованиями ICAO (International Civil Aviation Organization, Международной организации гражданской авиации. — «Известия») по обеспечению безопасности полетов «в воздушном пространстве Москвы будут возможны полеты вертолетов, оснащенных двумя двигателями».
Согласно схеме, много площадок можно будет построить у воды. К примеру, определены места на Фрунзенской набережной (2 точки), Краснопресненской набережной (2 точки), Натагинской набережной, на Химкинском водохранилище (3 точки), в Серебряном Бору, который находится в излучине Москвы-реки (3 точки), в Строгинском и Кожуховском затонах, на Борисовских прудах, на Гребном канале, в Новинковском рукаве Москвы-реки.
Также много потенциальных мест под вертолетные площадки определено на Малом кольце Московской железной дороги (МК МЖД). К примеру, это районы пересечения МК МЖД с Алтуфьевским шоссе, шоссе Энтузиастов, Нижегородской улицей, Минской улицей, улицей Маршала Тухачевского, Онежской улицей. Несколько площадок можно будет построить на ТТК. К примеру, в районах пересечения ТТК с Звенигородским шоссе, Нижегородской, Тульской улицами. 17 вертолетных площадок можно будет разместить в автобусных парках в разных округах Москвы.
Больше всего площадок можно построить в Юго-Восточном округе (16) и Северо-Западном (16) округах. В Центральном округе определено 9 мест для площадок. В том числе это Центр международной торговли и три здания, которые находятся в собственности или управлении Европейского медицинского центра. В схеме уже учтены две площадки в ЦАО, построенные «Русскими вертолетными системами», — у делового центра «Москва-Сити» на Пресненской набережной и у Московского международного дома музыки на Краснохолмской набережной. По информации компании, «площадки обеспечивают взлет-посадку, топливное обеспечение и диспетчерское обслуживание вертолетов взлетной массой до 6,5 т для нужд Министерства обороны, МЧС, медицинской авиации, бизнес-авиации». Эта инфраструктура, как говорят в компании, «в дальнейшем может использоваться в том числе для развития и обслуживания коммерческой авиации — создание системы воздушного такси, экскурсионных полетов».
— После разработки схемы и согласования ее с префектурами было проведено совещание с участием городской администрации, а также правоохранительных и регулирующих органов, — рассказал Азад Каррыев. — Работу признали положительной и приняли для использования.
По его словам, согласно действующей процедуре, схема, после того как ее согласуют с федеральными властями, будет учтена в Генплане Москвы. В дальнейшем любой инвестор, который захочет построить в городе новую вертолетную площадку, должен будет выбирать себе место, учитывая в том числе эту схему.
Сейчас в Москве около 200 вертолетных площадок, но, как отметил Азад Каррыев, большинство из них — просто небольшие участки, где можно посадить вертолет. В новых точках инвесторы смогут построить современные хелипорты с удобными подъездами для автотранспорта, павильонами прилета-вылета и прочей инфраструктурой.
По его словам, перед открытием неба московские власти должны будут разработать нормативные акты, которые определят, какие условия должны соблюдать вертолетные операторы. Сейчас летать над городом на вертолете можно, нужно только каждый раз получать у властей отдельное разрешение. Согласно постановлению правительства города № 391 («Об использовании воздушного пространства над Москвой»), разрешение должны согласовать Генштаб ВВС, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба охраны, управление ФСБ по Москве и Московской области, департамент транспорта Москвы, департамент природопользования Москвы, ГУП «Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ».
— Ожидается, что будет разработана схема, по которой вертолетные операторы, если они соблюдают все действующие нормы, станут получать аккредитацию на длительный срок, — сказали в «Русских вертолетных систем».
Сейчас все крупные вертолетные операторы, работающие в Московском регионе, ждут открытия неба.
— Если откроют небо над Москвой, то долетать, скорее всего, можно будет до ТТК — это информация, которую до нас доносят чиновники и которую сейчас обсуждают вертолетные операторы, — сказал коммерческий директор компании «Аэросоюз» Максим Благодатский.
При этом, операторам придется серьезно обновить свой парк. По словам Благодатского, большинство частных вертолетов в России имеют только один двигатель.
В начале 2013 года «Аэросоюз» открыл на МКАД первый вертолетный центр, рассчитанный на семь вертолетов. В планах компании — открыть до 2015 года еще 10 вертолетных площадок на МКАД.
Как рассказал директор по развитию компании Денис Евцихевич, «Аэросоюзу» интересны и площадки внутри МКАД.
— Мы сервисная компания, нас интересуют площадки, где мы можем построить вертолетный центр и оказывать там сервисные услуги — к примеру, услуги базирования, техобслуживания, — сказал он. — Конечно, в этом вопросе мы хотим получить поддержку города, поскольку мы занимаемся полезной деятельностью с точки зрения развития транспортной инфраструктуры.
Поддержка, по его словам, может выражаться в том числе в оперативном получении необходимых согласований и разрешений.
— Надеемся, что к весне полетим, — сказал операционный управляющий Heliclub Александр Янкин. — Сейчас, насколько нам известно, небо должны открыть до ТТК, но в дальнейшем, мы надеемся, можно будет летать до Садового кольца.